29 июня - 03 июля
Занятие 1
Разработка образа персонажа
< Создание персонажа

Форма и содержание

Первое, с чего нужно начинать работу над персонажем, это определиться с формой и содержанием.

Создать образ персонажа и его характер нам может помочь лженаука - физиогномика. Физиогномика основывается на том, что черты внешности человека отражают его внутренние качества, а иногда и говорят о том какой его ждет жизненный путь. На практике это сомнительный способ определения личностных характеристик, однако большинство людей так или иначе, собирая целостный образ человека в голове, реагируют на черты лица и ассоциируют их с определенными чертами характера.

Созданные связи между внешностью и внутренним содержанием основаны на приобретенном опыте и на особенностях восприятия конкретного человека, а также на сложившихся стереотипах. Предлагаю рассмотреть несколько таких связей, которые будут полезны в дальнейшем для передачи сущности персонажа.

Форма головы

Для начала уделим особое внимание форме головы. Если абстрагироваться, то мы заметим сходство абриса головы любого человека с различными фигурами и объектами (яйцо,круг,овал и др.).

Для ознакомления выделим несколько основных форм лица, описанные Поповым С.В. в работе “Визуальное наблюдение”.

Круглая форма соотносится с добродушием, мягкостью, миролюбием. Круглое лицо в сочетании с близко-посаженными глазами отражают лидерские задатки.

Овальная - приближенная к идеалу форма, нейтральная.

Квадратная - отражает мужественность, суровость, вспыльчивость, иногда безжалостность, грубость, доминирование.

Прямоугольная - считается отражением интеллекта, чувствительности, уравновешанности.

Треугольная (перевернутый треугольник) -  соотносят с высокой чувствительностью и одаренностью, а также хитростью, неуживчивостью, изворотливостью, ревность, склонность к предательству.

Ромбовидная - содержит признаки прямоугольной и треугольной.

+Занятие 1 - 1.png

+Занятие 1.png

 

Наравне с формой важную роль играют черты лица: брови, глаза, нос и  губы. Это ярко видно на набросках выше, где персонажи, казалось бы с круглой головой, казалось бы - добродушные, но они, напротив, выглядят угрожающе и агрессивно. Поэкспериментируйте самостоятельно, сделайте наброски.

Абсолютно не настаиваю на теории, ищите свой образ в набросках и эскизах, пусть их будет много, выберите потом тот, что ближе всего к раскрытию темы.

Персонаж

Теперь решайте каким будет ваш персонаж - добрый, глупый, умный, злой, хитрый? Используя формы, можете делать акцент на его качествах. Для достижение желаемого эффекта необходимо их совмещать. Где-то использовать сужение (то макушка, то подбородок), где-то расширение (то скулы, то углы нижней челюсти). Посмотрите как можно интерпретировать образ слона, меняя формы голов.

+пример занятия 1 слоны эскизы.jpg

Также обратите внимание на возможность изменения профиля, который придает характерности, как на иллюстрации с барабанщиками. Персонаж, изображенный в анфас, кажется весьма простым, но нарисованный рядом барабанщик дает объемное представление и о первом. Профиль дает живость иллюстрации.

+занятие 1 - пример.jpg

Стоит помнить, что только форма головы не расскажет полностью о персонаже без черт лица, конечностей и других частей тела, но она может задать общий тон и настроение, или быть на контрасте с дополняющими деталями. Таким образом, играя на различных сочетаниях, мы можем попробовать привязать знакомые формы к... овощам.

Например, Оноре Домье  на основе рисунков Шарля Филипона сделал карикатуру на короля Луи-Филиппа, превратив его в грушу. Художник хорошо подметил сходство головы с фруктом и использовал его для высмеивание правителя, обходя цензуру. В конечном счете за изображение короля в виде груши один из авторов Филипон предстал перед судом, где в свое оправдание нарисовал 4 изображения Луи-Филиппа, наглядно показав подмеченное сходство. Присутствующие были в восторге, но суд признал карикатуры “издевательскими”. Вот так с помощью всего лишь формы можно высмеять и отразить пороки, присущие персонажу, как это сделали Филипон и Домье.

0cbd13566325fe840ebc9fdb559288f6.jpg

Джанни Родари в сказке про Чиполлино прописал персонажей с характерами и индивидуальностью и изобразил их также в виде овощей и фруктов.

Выберите себе любого - Луковицу, Лимон, Морковь, Редиску, Помидор, Вишенку, Грушу, Тыкву, Картофель и т.д. Руководствуясь абрисом взятого овоща, нарисуйте в нем рот, глаза и нос. Посмотрите варианты выполнения задания ниже.

+пример занятия 1 - 1.jpg

Обратите внимание на всеобщий добродушный настрой персонажей выше. Однако же Помидор не кажется таким жизнерадостным. Присмотритесь к используемым формам, а также к изображению черт и даже к их отсутствию. Какой эффект получился?

Как альтернативу при выполнении задания за основу можете взять персонажей мультфильма Смешарики и сделать их аналоги, назовем их Колобарики (зверушки, допустим, из царства Спи-Ешь-Пей). Предлагаю пофантазировать и придумать новых героев для мультфильма Колобарики (от слова Колобок).

+игра в колобарики.jpg+игра в колобарики - 1.jpg

Посмотрите какие колобарики получились у меня на скорую руку. Какими словами можно описать каждого из них? За счет чего достигается данный эффект?

Подчинение формы содержанию

Но это лишь самое начало интересной лепки образа, типажа, персонажа. Далее дополняем наш образ деталями: руки, ноги, туловище, отсутствие или присутствие шеи, живота, сутулости и прочей индивидуальности. Используйте ботву как дополнение, она поможет раскрыть характер героя (прилизанный, взъерошенный, пробор, асимметрия челки и т.п.)

Каждая черта отражает либо личностные качества, либо историю, произошедшую с персонажем. Данную детализацию вы уже могли наблюдать на примерах выше, можете еще раз обратить больше внимание на части тела  и другие элементы в них.

Пример - толстые руки, короткие пальцы или худые руки, длинные пальцы. Ноги - кривые или прямые, короткие или длинные, толстые или худые, или одна часть толстая, вторая худая - до колена и ниже колена.

Ниже изображены иллюстрации из серии “Грибы”. Черты и детали в данной серии основаны не только на подмеченных физиогномических особенностях (например, большой длинный бородавчатый нос, мутный взгляд и вытянутый подбородок у мухомора помогают раскрыть образ), а также на ассоциациях данных деталей с конкретными образами (старость, смерть, бойкость/стойкость).

+занятие 1-2 грибы мухомор.jpg+занятие 1-2 грибы поганка.jpg+занятие 1-2 опята. грибы.jpg

Также возможно использовать гротеск для выделения значимых особенностей персонажа, как это сделано на иллюстрациях с “огромными носищами”. Попробуйте применить этот прием и посмотрите что получится.

+занятие 1-2 пример гротеск носищи.jpg

Рассмотрим работы других иллюстраторов, например работы Сергея Тараника (http://illustrators.ru/users/id5851?page=4). В своем наброске “На большой дороге” автор изображает два отрицательных персонажа. Однако каждый из них имеет свой характер и посыл. Высокий мужчина выглядит более простодушным за счет бровей “домиком”, большого носа “картошкой”, беззубой полуулыбки, закругленного подбородка, плешивой щетине. Низкий персонаж на фоне высокого выглядит более агрессивным, злым, что отражает не только его эмоциональный взгляд, но и такие детали, как длинный крючковатый нос, поджатые, почти отсутствующие губы, тяжелый квадратный подбородок, выраженная сутулость.

main_407100_original.jpg

На иллюстрации другого автора Ольги Ковалевой (http://illustrators.ru/users/olga_k) (из серии “К “Алисе””) можем наблюдать уже за женскими персонажами.

Женщина на переднем плане изображена гипертрофированно худой с продолговатым лицом, что скорее всего отражает в данном случае аристократичность, что сочетает в себе и надменность, и безразличие, и скуку (что также читается во взгляде). Персонаж на заднем плане изображен более грузным и тяжеловесным, что показывает его силу, приземленность, простоту.

Форма головы и тела в целом стремится к кругу, поэтому однозначно нельзя сказать положительный персонаж или нет, так как сочетается она с эмоциональной злостью на лице. Однако форма все таки больше ассоциируется с теплотой и добродушием. Злость в данном случае воспринимается как мимолетный порыв. А как вы считаете, какой из этих персонажей более положительный и более отрицательный?  

main_463597_original.jpg

Задание - завершите своего персонажа, детализируя его различными способами, расскажите его историю и откройте внутренний мир. Черпайте вдохновение из представленных вариантов, уверен они вам будут полезны.

Загружайте один или несколько вариантов в Галерею работ, до окончания занятия я их посмотрю, и дам свои советы и рекомендации.

 
Упс

Только пользователи с премиум аккаунтом могут
отправлять сообщения заказчику