Молитвослов Дэвида Джонса
Дэвид Джонс (David Jones 1895–1974)
Дэвид Джонс, художник и поэт, никогда не станет широко популярен и вряд ли даже когда-нибудь сделается сколько-нибудь широко известен. Безродный уэльсец, не особо выразительной внешности, с тихим, совершенно неспособным к пиару характером, он прожил, ничем не выделяясь среди большинства честных людей своего поколения, покорно неся все тяготы и ужасы, которые выпали на нелёгкую долю этого поколения. Прошёл первую Мировую, с 1915 по 1918 воевал на Западном Фронте, был ранен. Демобилизовавшись, до конца жизни вёл тихую, затворническую жизнь, поделённую между двумя главными его привязанностями — поэзией и искусством. Ещё в молодости, 1921 м году, под влиянием отца Джона О’Коннора (как известно, послужившего Г. К. Честертону прототипом для его отца Брауна) принял католичество — выбор, предопределивший его судьбу и как человека, и как художника.
Как поэт, Джонс, пожалуй, прославился больше; правда, скорее, как поэт для поэтов, чем как поэт для широкой публики. Высоко ценимый коллегами-эстетами, он так и не добрался до рядового читателя. Однако за его поэтическими опытами пристально следил сам главный поэт поколения — Томас Стернз Эллиот, а другое великое поэтическое светило — Уинстон Хью Оден даже номинировал его поэму «Анафемата» на титул лучшей поэмы, написанной на английском языке в XX веке.
Как художник, Джонс, несомненный гений в изобразительном искусстве, большей частью всё же вполне вписывается в рамки своего щедрого на гениев поколения модернистов. Его большие акварельные листы по композиции чем-то напоминают Филонова — крупные фигуры в центре, обрамлённые многочисленными клеймами. Его масляные картины замечательны, но приводят на память очень многих художников-модернистов того времени от Дюфи до Мазереля. Что делает его совершенно неординарным в искусстве, это его «Розарий» («Молитвослов»), награвированный им в 1925 году, и изданный в издательстве «St Dominic’s Press» небольшим тиражом, способом ручной печати с досок художника. Этот Молитвослов, а также награвированные им иллюстрации к «Путешествиям Гулливера» создали ему репутацию уникального гравёра, но неудачи, связанные с ремеслом (гибель части произведений, неудачи издательств по офсетному воспроизведению его «слишком тёмных» гравюр) заставили его обратиться к иным жанрам — и конец жизни Джонс посвящает живописи и тому особому роду каллиграфии, — «стиху в листе», который он сам разработал и единственным исполнителем которого он остался — аналогичные опыты других модернистов отстоят очень далеко по духу от его листов, напоминающих скорее античную эпиграмматику, нежели, скажем, наиболее близкие им по стилю «Железобетонные поэмы» Каменского. Гравюры его «Молитвослова» мне пришлось разыскивать в интернете по частям. Нашлось немногое, в разном качестве, в основном по западным специализированным аукционам для коллекционеров гравюр, и я до сих ещё пор собрал отнюдь не все работы этого цикла (их полного состава я, к сожалению, даже не знаю).
Вот некоторые из этих сюжетов (в алфавитном порядке), мне хотелось бы, чтобы хоть что-то об этом замечательном художнике и моём любимом его творении было в русскоязычном интернете. Картинки кликабельны, некоторые очень большие)
Обложка, общий вид.
Бичевание Христа Богоматерь Кормящая Вознесение Воскресение Встреча Марии И Елизаветы Гефсиманский сад Коронование Девы Марии (католический сюжет) Коронование Терновым Венцом Несение Креста Отрок Иисус и Книжники Принесение Во Храм Распятие Сошествие Святого Духа Успение Богородицы Христос Посылает Апостолов На Проповедь А вот некоторые другие работы Дэвида Джонса. Распятие (масло) Распятие (офорт) Пейзаж (гравюра) Стихотворение («Exit Edictum») Картина (масло), название мне не известно Листы " Aphrodite in Aulis» Иллюстрация к Артуровскому циклу (Четыре Королевы и Спящий Ланселот) Уэльский пейзаж Натюрморт Рисунок с натуры Вот несколько фотографий Дэвида Джонса разных лет. Я буду благодарен за любые материалы о Дэвиде Джонсе, а также за поправки к тексту данной статьи: литературы на русском языке я о Джонсе не нашёл, и написал её сам, как мог, в основном основываясь на англоязычной статье о Дэвиде Джонсе в Википедии, мне хотелось, чтобы в интернете на русском языке о Дэвиде Джонсе появилось хоть что-то.
http://en.wikipedia.org/wiki/David_Jones (poet)
Вот также ссылка на англоязычный фильм о нём Дерека Шиела (Derek Shiel) «Дэвид Джонс. Художник, солдат, поэт»
http://www.dailymotion.com/video/xu9moy_in-search-of-david-jones-artist-soldier-poet_creation
темные, конечно, гравюры, но отличная ритмика, композиция… в конце-концов, думаю, что он в достаточной мере состоялся и не чувствовал ущерба от недостатка популярности.
Да, несомненно. Да вряд ли такому человеку, чтобы состояться, нужна была слава. Мой траурный тон и печальные прогнозы вызваны обвальными неудачами в попытках найти что-нибудь его/о нём в Сети.
Спасибо, Сергей.
На мой взгляд — великий художник, несомненный гений. Для меня — образец.
.
спутанная ваза
Интерьер с видом из окна
Коровы и кони
Мария, Иосиф, маленький Иисус и осел
Ах, так Вы знали его?)
Спасибо большущее! (особенно за вот эту, последнюю).
У Вас, по-моему, есть нечто общее с Джонсом, кстати.