Борис Васильевич ЗВОРЫКИН (1872 — 1942)

Main original

Русский художник, график-орнаменталист, иконописец, переводчик.
Борис Зворыкин родился 1 (13) октября 1872 года в Москве
в купеческой семье. В 1892–1893 годах он учился в
Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а позже,
возможно, посещал занятия в С.-Петербургской Академии
художеств. Ещё в юности, он увлёкся «русской темой»,
наиболее гармоничное художественное воплощение,
которой было связано с творчеством Елены Поленовой,
Виктора Васнецова и Сергея Малютина. Любовь к русской
старине — истории, легендам и фольклору, декоративно-прикладному
искусству, иконописи и деревянному зодчеству, древней
каллиграфии, орнаментике и книжной миниатюре —
стала тем стержнем, на котором в дальнейшем строилась
творческая судьба Зворыкина. С 1898 года Борис Зворыкин
иллюстрировал и оформлял книги для московских и петербургских
издательств И. Д. Сытина, А. И. Мамонтова, И. Н. Кнебеля,
А. Ф. Маркса и А. А. Левинсона. В 1903 году в московском
издательстве «Товарищество скоропечатни А. А. Левинсона»
вышла с его иллюстрациями и в его же оформлении
двенадцатистраничная книжка «Сказка о золотом петушке»
А. С. Пушкина, ставшая первым опытом художника в области
детской книги.
Стилистически эта работа перекликается с «Василисой Прекрасной»
в оформлении Билибина, изданной годом ранее в Санкт-Петербурге
«Экспедицией заготовления государственных бумаг» и справедливо
считающейся одним из высших билибинских достижений в этом жанре.
Сфера детской книги не заняла прочного места в творчестве
Бориса Зворыкина и, в отличие от Билибина, чьи достижения здесь
в 1900-е годы были весьма впечатляющими, он лишь эпизодически
обращался к иллюстрированию сказок.

Творческие траектории этих двух художников (которые, впрочем,
едва ли были близко знакомы друг с другом) на некоторое
время разошлись. Основной областью приложения сил Зворыкина
в эти годы стала прикладная графика, а также оформление
историко-художественных альбомов, юбилейных и подарочных
книг, настенных и настольных календарей.

Комментарии15
avatar

Спасибо! +++

25 Май 2012, 17:24
avatar

Предпоследняя с волком — ну прямо Билибин.

25 Май 2012, 19:12
avatar

сколько его ни смотрел — клон Билибина)

в некоторых, наспех сделанных, альбомах зворыкинское подписано Билибиным, а билибиновское Зворыкиным. То есть, обычный взгляд их не различает вовсе)).

Да и я путаю.

25 Май 2012, 20:14
avatar

+++

25 Май 2012, 20:53
avatar

Нет, их не спутаешь: это совсем разная музыка… У Зворыкина на первом месте декоративный эффект, а у Билибина — состояние. У Зворыкина в лучших вещах — совершенство математического расчета, а у Билибина — живописность, он «левитанистее»), лирик…

25 Май 2012, 21:02
avatar
MasterWind (Сергей Логинов)
Виктор Бритвин
0

да есть отличия, как не быть)), личность-то не нивелируешь совсем, но не всегда эта разница явна, чаще тонка, опять же, на неподготовленный и незаинтересованный (решить ребус) взгляд.

25 Май 2012, 21:20
avatar
Виктор Бритвинpro
MasterWind (Сергей Логинов)
0

«…в глазах не только современников, но и ряда позднейших исследователей, книжно-графическое искусство Бориса Зворыкина оставалось в тени его более знаменитого и плодовитого младшего современника — Ивана Билибина, чья творческая, да и личная судьба во многом сходна со зворыкинской. Выразительный пример в этом отношении являет собой высказывание советского биографа Билибина Сергея Голынца, который позволил себе назвать Зворыкина „ловким имитатором, тенью, следовавшим за Билибиным на протяжении нескольких десятилетий в России и во Франции“, упуская из виду то очевидное обстоятельство, что творческое становление этих двух художников, несомненно вдохновлявшихся общими идеалами, шло параллельно, и первые их шаги в области книжной иллюстрации состоялись практически одновременно». (Из статьи Д.Северюхина)

У Билибина было много подражателей и последователей — манера очень легкая, приятная и удобная для полиграфического воспроизведения — но самые значительные и самоценные, на мой взгляд, это Зворыкин и Борис Александрович Дехтерёв. У меня есть книжка, оформленная «в билибинском стиле» небезызвестным Эрнестом Эрнестовичем Лисснером — без слез не взглянешь: ни рисунка, ни вкуса…

27 Май 2012, 11:12
avatar
Яровой Сергейpro
Виктор Бритвин
0

Была у меня книжка «Лисичка сестричка» с иллюстрациями Лисснера. На первый взгляд — Билибин. А потом приглядываешься — рисунок очень уж слабый. Маленькая дочка потом книжку порвала, выбросил без сожаления.

27 Май 2012, 11:34
avatar
Виктор Бритвинpro
Яровой Сергей
0

Я как раз про нее, Сергей. Берегу её, показываю студентам, как скопище ошибок.

27 Май 2012, 17:32
avatar

чес слово — большую часть видел раньше и был на 100% уверен, что это всё один и тот же старинА —

БiLLi • БiN

хорошо, что я с тинЭйджерских лет — ни с кем и ни о чём не спорю НА ДЕНЬГИ.

а то вот тут бы и пролятел… храньЦЮзьськой фанЭрой…

26 Май 2012, 03:51
avatar

Спасибо.

26 Май 2012, 06:13
avatar

Спасибо!

26 Май 2012, 07:56
avatar

Действительно двойник раннего Билибина. Спасибо за подборку, пойду ребёнку покажу-пусть образовывается.

26 Май 2012, 09:52
avatar

Спасибо!

26 Май 2012, 11:00