Какую делать тень? Четкую или рассеяную.

Main 5019b4c01df7ba8ad5381476443aea56

Всем привет.

Данный вопрос много раз возникал в моем черепе, да и сейчас часто тревожит. Вот он какой: какую делать тень, что учитывать? Поясняю...

На очень красивом рисунке выше (понятия не имею, кто автор, взял для примера с пинтерест) я вижу тени рассеяного вида и парочку четких. Четкая тень - это угловая на шее, от медальона и рядышком и еще на руке.

Остальные тени рассеиваются, как туман.

Нередко рисую и просто не врубаюсь, какую делать тень? О___о рассеяную или четкую (с явной гранью).

Что же мне делать.. точнее, как определять тип тени? Отчего зависит фокус краев тени? Надо смотреть на поверхность предмета или же нужно следить за типом освещения?

Например, если включить прожектор или жесткий яркий луч света, там будет четкая граница светотени. Солнечный свет в пасмурную погоду вроде как рассеивается... но иногда там, где должна быть четкая грань тени, она почему-то рассеивается. О___о Выходит, что этот параметр зависит вовсе не от вида источника света, а от типа поверхности освещаемого объекта???

В худ.вузах вообще изучают этот вопрос?

 

 

Комментарии34
avatar

Может, если тень подразделить на собственную и падающую, тогда меньше творческих мучений будет?

13 Февраль 2017, 16:41
avatar
DDd
Дмитрий Черногор
-5

Вы не поняли вопроса... что собственная, что падающая тени имеют РАЗНЫЕ границы, от четкой до диффузной, словно туман. Именно где и как тень будет выделяться по краям и своей внутренней сути, и хочу понять.

13 Февраль 2017, 18:33
avatar

Если мы будем так глубоко докапываться до "внутренней сути" тени, то скорее всего, вообще ничего нарисовать не сможем. Проанализируйте для начала вот какой пример. Итак: столб, кругом асфальт, яркое солнце... Внимание, вопрос: почему падающая тень у основания столба очень четкая и темная, а к вершине она заметно более размытая и бледная?

13 Февраль 2017, 20:17
avatar

Дифракция. http://enciklopediya1.ru/index/0-784

13 Февраль 2017, 21:45
avatar

Как раз в худвузах вопросы тени и светотени - это тема первых двух курсов, тень-это же не темная черная дыра-это совокупность рефлексов, повторяющих форму предмета. Не побоюсь добавить - в портрете светотень и тень-это все! Вы взяли для примера сложный, вобщем где-то камерный, интимный портрет, эмоционально обращенный к зрителю. Изучать такое изображение одно удовольствие. Начинайте рисовать, ставьте постановки, можно и гипса пару штуковин приобрести, и из бытовых предметов посоставлять композы неплохие. Эт что касаемо рисования от руки. Графпакеты цифровые многое упрощают. Читайте по теме, а можно и к репетитору походить, уж хороший препод детально вопросы светотени разъяснит и руку поставит.

13 Февраль 2017, 17:58
avatar
DDd
Варя Ёрш
-8

По вашей теории, сосвокупность рефлексов говорит о том, что границы тени зависят от вида поверхности. Напр кожа человека может давать и рассеянную тень, и четкие грани. Тут ваша теория вообще разрушается. Кожа везде у чела одинакова.. в смысле гладкая, как ткань... но тени почему-то разные. О_о

13 Февраль 2017, 18:36
avatar

А тут уж терпит фиаско ваша осведомленность😊поизучайте вопрос поглубже .Кожа человека вообще уникальный материал, чем старше модель, тем больше нюансов. Кроме того никакая тень черной, дырявой не бывает, а впитывает основные цвета соединяя в себе, как собственные, так и отраженные тени. Поэтому получается живое изображёние. Многие мастера, например, вообще никогда не пользовались для изображения тени черным и близкими к нему цветом и оттенками. Обычно так делают прекрасные колористы, и, люди с ослабленным зрением, как ни странно. Советую, пока за анализ сели, прочитать теорию теней и цвета, хроматические и ахроматические -будет очень полезно. С этого и начинается и овладение нашим делом-теория и практика рядом.

13 Февраль 2017, 21:03
avatar

Изучайте натуру, и если почувствуете что можно соврать на работе, то врите. Я имею ввиду, делайте так как вам кажется уместным на данной картинке. Очень вероятно, что художник сделавший эту иллюстрацию вообще не думал как правильно, просто в его голове были наработки и он воспользовался ими.

13 Февраль 2017, 18:04
avatar
DDd
Цыбина Ирина
-5

Мадам, я могу конешн врать и рисовать тени четкие где захочу или рассеянные по всему телу объекта... но это нередко приводит к тому, что смотрю на предмет и вижу фигу)))) вот буквально позавчерась пытался нарисовать фигуру из БРОНЗЫ.. то бишь передать материал бронзы. Глядел рисунки похожие, фотки и тд... и все равно вышла фигня. А почему? А потому что так и не въехал, какая там тень будет... то ли рассеивается по всему металлу, а то блин ее надо четко граничить.... оттенки на бронзе и отражения еще как-то более-менее, но ТЕНЬ все испортила! вышла не бронза, а какая-то .... эм... штуковина из неизвестного металла или материи.

13 Февраль 2017, 18:40
avatar

Погуглите "Основы академического рисунка"_это база. Начинают не с теней а с понимания конструкции обьекта. Далее важен материал и освещение. Но все это пустые слова. Нужно изучать натуру, без этого никак. Без нее вы действительно не сможете рисовать тени где и какие захотите, а вот ощутив некоторые закономерности сможете маневрировать тенями и не только. Зайдите на первую страницу этого сайта, там есть живописные работы. Но каждый художник делает освещение по своему. Кто то делает тень падающую на ярких предметах размыто а кто то четко. И нет вопросов о достоверности. Просто разный стиль. Насколько я помню тень падающая четче, собственная размытее. Они еще и в цвете и в тоне разные. Но это общие слова. Есть натура, помещенная в определенную среду от этого и танцуйте. Металл вообще сложен для изучения. Вы можете как упражнение делать металл в технике гризаиль. Она как правило монохромная и снимается лишняя нагрузка в передаче цвета.

13 Февраль 2017, 19:20
avatar

Перепутала, альфрейную живопись имела ввиду. Ее назначение в интерьере имитировать различные лепнины, бронза, гипс и т.д. поэтому в несколько колеров нужно передать обьем и материал.

13 Февраль 2017, 19:25
avatar
Варя Ёрш
Цыбина Ирина
0

В точку👍

13 Февраль 2017, 21:13
avatar

https://www.artstation.com/artist/fus вот и автор. Тени падающие на ярко освещенные плоскости он делает с достаточно четкими гранями.

13 Февраль 2017, 18:08
avatar

Никогда не задумывалась об этом... Рисую на автопилоте ) всё само собой как-то собирается )... смотрите натуру , запоминайте, рисуйте, потом придёт автопилот, а потом мозг будет ныть "я это не нарисую", а рука нарисует и мозг констатирует " о, чёрт возьми, получилось, хотя я сомневался)

13 Февраль 2017, 19:59
avatar

Уважаемый, все очень просто , вот даже смотря на этот рисунок , вы сами заметили , что падающая тень на шее - четкая. Четкая она почему? - Потому что она падающая, падающие тени как правило бывают четкими, четкость падающей тени дает нам понять, что источник освещения расположен где-то очень близко. Можно даже провести эксперимент , возьмите настольную лампу, поднесите к ней руку так, чтобы увидеть четкую тень на столе. А затем отойдите в другой конец комнаты подальше от лампы и опять посмотрите на тень от руки - она стала размытой! Чудеса) ну а с собственными тенями еще легче - у плавных округлых предметов - она размытая всегда, всегда присутствует тень и полутень. Короче говоря , эксперементируйте и записывайте свои наблюдения - так лучше запомнится. )

П.С. Я могу быть и не права, так как нигде не училась, просто чисто наблюдения

13 Февраль 2017, 20:10
avatar

А вообще, раз так пристально засвербило -шагом марш учиться, месяц у мольберта сэкономит полгода книжных раскопок.Нужны компетентные очные консультации.

13 Февраль 2017, 21:16
avatar

Кхм-кхм... Тень это отраженный свет...(находясь в здравом уме и твердой памяти)

13 Февраль 2017, 21:33
avatar
(Ахав) Пономарев Игорь Евгеньевич
(Ахав) Пономарев Игорь Евгеньевич
6

Поясню - свет это электромагнетизм, одна из фундаментальных сил. Радио и тепло костра это тоже свет. Но с разной длинной волны. Видимый нашим глазом спектр это десяти миллион-миллионная часть всего спектра. Для примера и осознания - если взять кинопленку о обернуть ею Землю по экватору, то выдимый нами спект бкдет всего одним кадром из всех. А теперь про тени - тень это не дыра в пространстве, поскольку свет не исчезает, то тень это отраженный свет и при том во всех диапазонах и частотах видимого и невидимого...Ну и дифракция и рефракция существует на всех длинах волны - от самой короткой в размер одного фотона, до самой длинной от одного края вселенной до другого. Надеюсь я популярно и кратко изложил. :)

13 Февраль 2017, 22:17
avatar
Александр Вицин
(Ахав) Пономарев Игорь Евгеньевич
0

Интерференции не хватает...😀

14 Февраль 2017, 07:38
avatar

А чивой это за квадратики в конце предложения? Это теперь так неприличные слова закрывают белым? Ато мне намедни аж 10 квадратиков влепили...

14 Февраль 2017, 08:03
avatar

Шой-то я смотрю на нея и чуйствую как рассеиваюся, да расфокусируваюся. ))))))))

13 Февраль 2017, 21:47
avatar

Здравствуйте! Яркость, контрастность тени зависит от удаленности или приближенности ее к источнику освещения. Если рассматривать портрет, чем ближе, выпуклее - ярче, чем дальше - мягче, рассеивается,например кончик носа наиболее выдающаяся форма на лице,подчеркивается, далее глазные впадины, скулы, губы,остальное рассеивается. Конечно все зависит от источника света. В фигуре,например, сверху вниз тени на форме смягчаются. Четкая грань тени может быть на кубе, если брать изображение человека, то здесь градации светотени мягко переходят одна в другую. Эти вопросы изучают в учебных художественных заведениях, в процессе постоянного рисования натуры!

13 Февраль 2017, 22:36
avatar

Стоит порисовать с натуры. Тогда понимание придет. А еще можно по штудировать классический рисунок. Я знаю, что у Могилевцева есть доступный понятный учебник по рисунку. Там хорошо написано про касания света к тени.

13 Февраль 2017, 22:40
avatar

Интересно, а фотохудожник может задаться таким вопросом? Или театральный осветитель? Или кинооператор?

13 Февраль 2017, 22:58
avatar
Варя Ёрш
Александр Вицин
0

Да там только такие вопросы и стоят, свет не так выстроишь, наврешь и кадр поплыл, картинка невкусная. Современное кино цифруют нещадно, тянут, все искусственно, а старые мастера с прикладной физикой умели работать, поэтому картинки, как гравюрки. Ни одну плёночную матрицу с ретушью с растровым суррогатом не сравнишь. Пытаются, да эмоции пропадают. Хотя и сейчас, конечно есть мастера. Но мейнстрим все же сильнее. Когда вам за месяц надо 16 классов по виньеткам обслужить, будете ли вы с тенями возиться?фотошоп ваш выручала. Я еще помню то время, когда портретное фото две недели делалось, до сих пор портрет прабабки произведением искусства смотриться. Так что какие-бы ни были времена-базис есть базис. Надо учить.

14 Февраль 2017, 04:39
avatar

Согласен, это тема-вопрос для фотошопного ретушера.

14 Февраль 2017, 07:36
avatar

ˉ ͜ ˚

 0000000%d0%b2%d1%80%d1%83%d1%81
13 Февраль 2017, 22:59
avatar
Варя Ёрш
STANiSLAFF
1

Отличный отсыл-к лучшему. Этим постановкам равных нет, живые полотна. Спасибо, что напомнили👋

14 Февраль 2017, 08:30
avatar
STANiSLAFF
Варя Ёрш
1

Благодарю, Варя :)

целый букет замечательных кинофильмов такого направления и качества сразу вспоминается...

и в контекст блога сам собой вписался диалог )))

14 Февраль 2017, 23:27
avatar

Вот читаю я автора , уже кучу вопросов задал в этом и других постах и все о глобальных понятиях, ему все объяснить пытаются и посоветовать:))))), могу тоже дать совет, как новичок, прочтите хоть что нибудь или позанимайтесь хоть где-нибудь, в интернете статей валом, прочтете раз так 10 про тень серьезный материал и начнет доходить:))) вместо того, чтобы задавать вопросы. Есть подозрение, переходящее в уверенность, что Вы просто-напросто тролите публику, развлекаетесь таким образом.

13 Февраль 2017, 23:24
avatar

Вопрос некорректный, в том смысле, что в художественном изображении автор выбирает такие средства и врёт так, чтобы добиться максимальной выразительности или соответствия задаче.

+1 к натуре

На представленном рисунке резкие тени там, где они падающие

13 Февраль 2017, 23:59
avatar

/Какую делать тень? Четкую или рассеяную./

Иллюстратору похер какую, любую..... Главное чтоб картинка смотрелась гармонично, изображаемое максимально понятно, выразительно, эмоционально.....

Если это вам пока не понятно, учитесь свето -тени у фатографа, там проще. Натуру можно подсветить одним источником света, двумя, сотней разных чтоб натура выглядела выигрышней и соответствовала поставленной задаче.... А если вы о тенях в академическом стиле , то вам не сюда, никто буковками не объяснит, вам в Репинку или в Суриковское на очное и штудировать штудировать... ( правда и у них в творческих работах правильных теней не найдёшь)))

Учитесь у лучших. Заходим в раздел авторы, мастера, Аринушкин, берём первую попавшуюся картинку для примера . На мой взгляд относительно света и тени , ну всё абсолютно неправильно.... А смотрится гениально

%d0%90%d1%80%d0%b8%d0%bd%d1%83%d1%88
14 Февраль 2017, 01:08
avatar

Все просто ! Тени делятся на два типа: Собственная тень и падающая тень. Если мы возьмем шарик и осветим его, то на нём тень будет рассеянная (это называется собственная тень). А вот от него падает тень на поверхность, на которой он лежит, (это называется падающая тень). она имеет некоторую особенность... в месте наибольшего сближения объекта к объекту тень будет четче и чем дальше расстояние тем она более рассеянная.

14 Февраль 2017, 02:32
avatar

а вы пригласите натурщицу потерпеливее и все тени определятся сами собой...вот кого.. правда ..выбрать всегда сложновато..))

Vybor naturshicy eto delo serezn
20 Февраль 2017, 04:53